Под государственным контролем (надзором), согласно Федеральному закону от 31.07.2020г. №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон №248-ФЗ) и Положению о федеральном государственном земельном контроле (надзоре) (далее – Положение о земельном надзоре), утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 №1081, понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений. При осуществлении государственного контроля (надзора) проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), является приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий (ч.1 ст.8 Закона №248-ФЗ, п.24 Положения о земельном надзоре).
Профилактические мероприятия осуществляются в целях стимулирования добросовестного соблюдения обязательных требований контролируемыми лицами, устранения условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, и создания условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения.
В рамках осуществления земельного надзора могут проводиться следующие виды профилактических мероприятий:
- информирование посредством размещения сведений на сайтах органов надзора в Интернете и СМИ;
- обобщение правоприменительной практики посредством сбора и анализа данных о проведенных контрольных (надзорных) мероприятиях и их результатах;
- объявление предостережений в случае наличия у органа государственного надзора сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям:
-консультирование, осуществляемое должностным лицом органа государственного надзора посредством видео-конференц-связи, на личном приеме или в ходе профилактических мероприятий;
- профилактический визит, проводимый в форме беседы по месту осуществления деятельности или по видео-конференц-связи. Должностные лица госоргана сообщают об обязательных требованиях, предъявляемых к деятельности или объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий. В результате таких визитов не выдаются предписания, а выданные разъяснения носят рекомендательный характер.
Контрольные (надзорные) органы при проведении профилактических мероприятий осуществляют взаимодействие с гражданами, организациями только в случаях, установленных Законом №248-ФЗ. При этом профилактические мероприятия, в ходе которых осуществляется взаимодействие с контролируемыми лицами, проводятся только с согласия данных контролируемых лиц либо по их инициативе.
Если в ходе профилактических мероприятий установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, инспектор направляет информацию об этом уполномоченному должностному лицу на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.